Главная » Статьи » Наши земляки.

Михаил Иванович Сачков

Сачков Михаил Иванович
4. 5. 1918 - 12. 2. 1973
Герой Советского Союза

Сачков Михаил Иванович - командир эскадрильи 728-го истребительного авиационного полка 256-й истребительной авиационной дивизии 5-го истребительного авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, капитан.

Родился 4 мая 1918 года в селе Богданово Ржаксинского района Тамбовской области в семье крестьянина. Русский. Окончил 7 классов неполной средней школы. В 1934 году переехал в Москву. Работал лаборантом на кожевенном заводе имени Тельмана в Москве, учился в техникуме и занимался в аэроклубе Кировского района.

С ноября 1936 года в Красной Армии. В ноябре 1938 года окончил Борисоглебскую военную авиационную школу и до марта 1943 года служил лётчиком-инструктором. Член КПСС с 1943 года.

В Великой Отечественной войне участвовал с марта 1943 года. Прошёл путь от рядового лётчика до командира эскадрильи. Воевал на Воронежском и 1-м Украинском фронтах. Участвовал в Курской битве и боях за Днепр – в 1943 году; освобождал Правобережную Украину, участвовал в воздушных боях над Вислой – в 1944; окончательно освобождал Польшу и сражался в небе Берлина – в 1945.

К апрелю 1944 года командир эскадрильи 728-го истребительного авиационного полка капитан Сачков совершил 152 боевых вылета, в 39 воздушных боях сбил 19 самолётов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Сачкову Михаилу Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1968).

К концу войны майор М. И. Сачков выполнил 309 успешных боевых вылетов, сбил в воздушных боях 25 вражеских самолётов лично и 1 - в паре. Воевал на Як-7Б, Як-9, Як-3. Дважды был подбит, но приземлял машину в расположении своих войск.

В 1946 году демобилизовался. Жил в Москве. Был лётчиком Гражданского Воздушного Флота (ГВФ), затем работал в Министерстве авиационной промышленности. Умер 12 февраля 1973 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Награждён орденом Ленина (26.10.1944), 2 орденами Красного Знамени (28.09.1943; 14.10.1943), орденами Александра Невского (11.06.1944), Отечественной войны 1-й степени (22.10.1944), Красной Звезды (20.09.1947), медалями.

До марта 1943 года Михаил Сачков работал лётчиком-инструктором Борисоглебской авиационной школы, готовил кадры для фронта, а на свои просьбы о направлении на фронт получал лаконичные отказы. Наконец осуществилась его мечта. После переучивания на аэродроме Чкаловская, под Москвой, на Як-7Б в составе 728-го истребительного авиаполка он принял участие в Белгородско-Курской операции.

Первый боевой вылет у Сачкова получился не слишком удачным. Когда «мессершмитты» с крестами на крыльях камнем сваливались на его самолёт, немало пережил в те минуты ещё необстрелянный пилот. Это не ускользнуло от опытного глаза командира. Разбирая полёт, он не только остановился на чрезмерно поспешных действиях Сачкова, но и задержался с ним после разбора, чтобы подробно проанализировать его ошибки.

Тернист был путь Сачкова. Горячий, увлекающийся, он рвался в бой и, конечно, допускал ошибки. Не клеилось с ориентировкой. Несколько раз «блудил», садился вдали от аэродрома, за что командир дивизии полковник Герасимов прозвал его «блудным сыном». 5 июля 1943 года Сачков был подбит и вернулся в полк только через несколько дней. Дважды подбивали его фашисты, и оба раза благополучно сажал машину на своей территории. Впечатлительный по натуре, он остро переживал свои промахи. Но вскоре всё стало получаться гораздо лучше.

В пятом боевом вылете Сачков одержал свою первую победу. Он сбил гитлеровского аса, на киле «мессера» которого было множество отметок о победах.

Прошло немного времени, а боевой счёт лётчика уже приближался к десятку сбитых самолётов. На груди его засиял первый, а затем и второй орден Красного Знамени. О его храбрости и мастерстве знали не только в полку и дивизии, но и во всей 2-й воздушной армии. На страницах газеты появлялись корреспонденции, рассказывающие о боевых успехах лётчика-истребителя. Вскоре ему доверили звено, а позже он успешно водил в бой целые группы.

В дни боев за Днепр 11 сентября 1943 года Михаил Сачков в составе группы «яков» вылетел на прикрытие наших наземных войск. Подходя к району цели, лётчики обнаружили, что со стороны солнца идёт большая группа немецких бомбардировщиков — около трёх десятков «юнкерсов», сопровождаемых истребителями. Ведущий группы Герой Советского Союза Арсений Ворожейкин отдал распоряжение, и ведомые быстро заняли свои места в боевых порядках. Михаил Сачков со своим ведомым Александром Выборновым стремительно набрали высоту. Когда Ворожейкин вступил в бой с вражескими истребителями, Сачков и Выборнов атаковали головную группу «юнкерсов». С первого захода был подожжён флагман Ju-87. Гитлеровцы заметались. Дрогнул строй и идущей за ними девятки. Не теряя времени, Сачков пошёл на второй заход — и снова удача. Ещё один Ju-87 заштопорил к земле. Используя свое преимущество в высоте и скорости, «яки» вели прицельный огонь по вражеским бомбардировщикам. Беспорядочно освободившись от бомбового груза, гитлеровцы развернулись, чтобы уйти. Пара старшего лейтенанта Малашенькова завалила ещё одного «юнкерса». В том бою лётчики эскадрильи сбили 9 самолётов врага и без потерь вернулись на свой аэродром.

Показательным оказался воздушный бой в сентябре 1943 года шестёрки истребителей "Як" под командованием старшего лейтенанта Худякова, против 54 вражеских самолётов, среди которых было 18 истребителей "Мессершмитт-109" и "Фокке-Вульф-190". Факт боя был зафиксирован документально, и о нём писала газета "Крылья Победы". В этом бою, прикрывая 12 штурмовиков "Ил-2", шестёрка советских истребителей, в числе которых был и Михаил Сачков, сбила 4 "юнкерса" и 4 "мессершмитта", не потеряв при этом ни одного самолёта.

Лётчики эскадрильи Худякова получили задачу сопровождать штурмовики. В районе цели на краснозвёздные самолёты набросилась стая немецких истребителей. В воздушном бою Сачков сбил одного «мессера». А потом он спас своего ведомого. Выходя из очередной атаки, Сачков заметил, что к его ведомому Выборнову пристроился «мессер». Быстрый переворот — и Сачков оказался в хвосте вражеского самолёта. Гитлеровец попытался уйти, но оказался в прицеле Выборнова. Меткая очередь из пулемёта свалила его.

6 ноября 1943 года, в день освобождения Киева, в небе над городом Михаил Сачков одержал ещё одну победу, сбив истребитель FW-190.

Вскоре Сачков был произведён в капитаны и назначен командиром эскадрильи 728-го истребительного авиаполка на 1-м Украинском фронте. Участвовал в освобождении Украины, Польши, в Берлинской операции. Летал на самолёте Як-9, а в конце войны – на новейшем истребителе Як-3.

В октябре 1944 Михаилу Сачкову было присвоено звание Героя Советского Союза за 152 успешных боевых вылета и проведение 39 воздушных боев, в которых Сачковым сбито лично 19 самолётов противника.

Войну Михаил Сачков закончил командиром эскадрильи. Однако состояние здоровья не позволило ему остаться в строю боевых лётчиков. Пришлось уйти в запас. Но Михаил Иванович Сачков не мог не летать, жить без самолётов. И он стал лётчиком Гражданского воздушного флота...


Биография предоставлена Валерием Воробьевым
Категория: Наши земляки. | Добавил: icom73 (31.01.2011)
Просмотров: 712 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]